Аспид - В христианстве символизирует зло, яд. В Египте аспид - Призрак Солнца, власть и обладание. В Древней Греции - доброжелательная и защищающая сила. В переводе с испанского Áspid - рептилия По поверьям славян, Аспид — которого народная фантазия поселила на мрачном, суровом, лесистом севере. Крылатый Змей с птичьим носом и двумя хоботами. Этот змей жил, по народному мнению, в Печерских горах, она не садилась на землю, но только на камень. Куда полетит, там может опустошить всю землю. Но есть знахари ОБАЯННИКИ, которые умеют ее заговаривать. Аспид не любит звука труб. Обаянники копают ямы и садятся в эти ямы с трубами, и покрываются дном железным, и замазываются суглинком, и ставят у себя уголие горящее, да накаляют клещи, и, когда вострубят, тогда Аспид засвищет «ако горы потрястися», и прилетит к яме. Ухо свое приложит к земле, а другое заткнет хоботом и, найдя небольшую дыру, начнет биться. Человек же, ухватив его клещами горящими, держит крепко. От ярости сокрушаются не одни клещи и даже не двое или трое, но так, сожженная, умирает. А видом он пестр разными цветами.
Если обратиться к библейским сказаниям, то Аспид (Быт. XLIX, 17) — рогатая, ядовитая змея с белыми и черными пятнами, яд которой очень остр и умерщвляет почти немедленно; она песчаного цвета, прячется в глубоких следах, оставляемых колесами повозок, и отсюда жалит неосторожного путника или его коня. Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, говорит Иаков в пророческом предсмертном благословении своим детям, так что всадник его упадет назад. Яд аспида под устами их, говорит псалмопевец (Пс. CXXXIX, 4), указывая сим на злобу нечестивых. Игра ребенка над норой столь ядовитого пресмыкающегося может быть крайне неразумна и опасна, и потому-то отличается особенной силой и красотой следующее образное выражение пр. Исаии: И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи (Ис. XI, 8), изречение, наглядно выражающее мир и безопасность в царстве Мессии. Псалмопевец указывает на особый род аспида — глухого аспида, который затыкает уши свои (Пс. LVII, 5), т. е. такой змеи, которая не двигается и не прельщается звуками музыки. Полагают, что под этим разумеется самый ядовитый вид аспидов. Другие роды змей часто прельщаются звуками музыки и делаются ручными, как это можно видеть еще доселе на базарах Индии или Египта; но глухой аспид не таков, он глух ко всему, что очевидно указывает на крайнюю степень сердечного ожесточения человека.
По славянской мифологии а также в ряде средневековых европейских бестиариев аспид — это "крылатая змея, которая нос имеет птичий и два хобота. В какие края летать повадится, те места опустошит; живет в горах и на землю никогда не садится, только на камень. Его невозможно убить стрелою, можно только сжечь."
"На мрачном, суровом, лесистом севере народная фантазия помещала змею аспиду...; эта змея, по народному мнению, жила в печерских горах, не садилась па землю и на камень..."
"Сие есть змей зело грозный. Перемещается с быстротою молнии, а из пасти его постоянно пар горячий извергается. ежели укусит, человек распухает страшно и заживо гниет."
"Заговорить, уничтожить разрушающую все вокруг себя аспиду могли, по поверьям, колдуны, "знахари обаянники", которые использовали нелюбовь аспиды к "трубному гласу":
Мечущуюся "от трубного гласа" аспиду знахари обаянники хватали и держали раскаленными клещами, пока она не погибала..."
"3верь сей также хитростию превеликой отличается. Ежели его колдун формулою магическою, либо заклинатель флейты музыкою сладостною одурманить пожелает, аспид, дабы заклинания либо игры музыкальной не слышать, так сворачивается, что одно ухо к земле прижимает, другое же хвостом себе затыкает. Делает он так по образу и подобию богача, коий одно ухо завсегда к благам земным приходящим наставляет, другое же грехом затыкает. Сравню таковых со змеем аспидом, псалом 57:5: "Яд у них, как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои".
Аспид (Aspid) — Сие есть змей зело грозный. Перемещается с быстротою молнии, а из пасти его постоянно пар горячий извергается. Ежели укусит, человек распухает страшно и заживо гниет. 3верь сей также хитростию превеликой отличается. Ежели его колдун формулою магическою, либо заклинатель флейты музыкою сладостною одурманить пожелает, аспид, дабы заклинания либо игры музыкальной не слышать, так сворачивается, что одно ухо к земле прижимает, другое же хвостом себе затыкает. Делает он так по образу и подобию богача, коий одно ухо завсегда к благам земным преходящим наставляет, другое же грехом затыкает. Сравню таковых со змеем аспидом, псалом 57:5: “Яд у них, как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои”.